Меню

Особенности социальной реабилитации детей раннего возраста с ОВЗ в Центре социальной помощи семье и детям

Шестакова О. Ю.

ГАУ «Центр социальной помощи семье и детям

города Богдановича»,

Отделение реабилитации для детей и подростков

 с ограниченными возможностями здоровья,

Специалист по социальной работе

 

В современных условиях все больше детей, начиная с самого раннего возраста,  нуждаются в эффективной социальной реабилитации, что связано со многими обстоятельствами:  будущие родители зачастую сами  воспитывались  в сложной  экологической обстановке,  а возрастание стрессогенных факторов пагубно повлияло на их здоровье и здоровье следующего поколения.   Развитие современной медицины в настоящее время  позволяет выхаживать недоношенных детей, вместе с тем, это может усугубить   состояние их здоровья, и становится причиной больших затруднений его полноценного функционирования в обществе в дальнейшем. Все вышеназванные факторы могут привести к снижению уровня и качества жизни человека, и, как следствие, к росту инвалидизации общества в целом.

Особенно важным периодом является ранний возраст, когда закладываются основы здоровья функциональных и эмоциональных систем человека.

Вместе с тем,  наряду с медиками, родители  и педагоги также могут сыграть важную роль в становлении здоровья ребенка, даже если условия начала его жизни были неблагоприятны. Именно в первые три года родители и педагоги должны начать воспитывать у ребенка активное отношение к своему здоровью, которое он будут культивировать  в течение всей дальнейшей жизни.

Вместе с тем, здоровье понятие, состоящее из нескольких компонентов. В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 2012):

  • Соматическое— текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.
  • Физическое— уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья — это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.
  • Психическое— состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
  • Нравственное— комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Роль родительского и педагогического влияния может быть усилена в учреждении социального обслуживания, где помогут соединить усилия самого ребенка, родителей и педагогов.

В учреждении социального обслуживания используют методы общения, контроля, взаимодействия, активной деятельности по особым программам, такие, как акватерапия, эрготерапия, арттерапия, музыкатерапия, а так же оздоровительно-физкультурные занятия, занятия с психологом, логопедом.

Акватерапия – развитие позновательных и исполнительских возможностей ребенка, через действие с природным и рукотворным материалом, активизируя мыслительную деятельность детей.

Арт-терапия – это занятие прикладным художественным творчеством: рисованием, лепкой, изготовлением аппликаций, конструированием из бумаги.

Эрготерапия – способствует восстановлению двигательной функции верхних конечностей с помощью разнообразных игровых заданий и тренажеров.

Тематическая программа «Кипарис» отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями  ГАУ «ЦСПСиД города Богдановича» будет способствовать, как физической, так и социокультурной реабилитации.

Программа включает в себя следующие блоки:

1.Физическая реабилитация.

Физическая реабилитация подразумевает под собой:

— последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам;.

— закаливание;

— воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

Данный блок реабилитации направлен на охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, а также воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности.

2.Социокультурная  реабилитация — проходит через активное участие в познавательно досуговой деятельности и формировании позитивных интересов.

Отдельно выделяются в программе задачи логопедической реабилитации, вместе с тем, она является частью социокультурной. Данный блок реабилитации заключается в помощи формированию связной речи ребенка, а следовательно и полноценному развитию его мышления.

Логопедическая реабилитация направлена на:

— повышение языковой культуры в целом.

— развитие зрительного внимания и памяти.

— развитие словесно – логопедического мышления и обогащение словарного запаса.

Специалистами отделения проводятся профилактические мероприятия по оздоровлению и предупреждению развития заболеваний, а также проведению практических занятий с детьми раннего возраста. Психологом оказывается психологическая помощь детям раннего возраста посредством музыкотерапии, предусматривает коррекцию поведения с помощью прослушивания музыки, пения и психопластики.

Социокультурная реабилитация направлена на создание благоприятного микроклимата в социуме, решение конкретных проблем, возникающих у родителей в процессе развития детей раннего возраста через оказание социально-педагогической помощи, адаптации детей раннего возраста в социуме.

Центр социальной помощи семье и детям обеспечивает проведение комплексных мероприятий для детей раннего возраста по социокультурной реабилитации. В отделении реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями социальные услуги предоставляют специалисты: воспитатель – педагог, музыкальный руководитель, психолог, учитель — логопед, дефектолог, медицинская сестра, специалист по социальной работе. Занятия ведутся 3 раза в неделю, группы детей раннего возраста состоят из 7  человек.

Группу посещали дети-инвалиды со сниженным слухом, болезнью Дауна, речевыми нарушениями.

За 2015 год социальные услуги по вышеназванной программе получили 19 детей раннего возраста.

Эффективность социальной реабилитации, проводимой нами, доказывается снижением заболеваемости детей, началом речевой деятельности, получением навыков общения и самообслуживания.

 

 

 

comments powered by HyperComments
%d такие блоггеры, как: