Меню

Ошибки воспитания — предпосылки правонарушений несовершеннолетних

Работая в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних, приходя в семьи и к несовершеннолетним на патронаж, можно совершенно точно определить, что значительное количество несовершеннолетних, а также некоторые семьи состоят на учёте по причине педагогической неграмотности родителей.

Часто, особенно в семьях, где на учёте состоят только несовершеннолетние, родители пытаются сделать всё для благополучия своего ребёнка, но совершают роковые ошибки в воспитании.

Выделим некоторые основные ошибки:

1) Ограниченная тематика общения с ребёнком в совокупности с излишней эмоциональностью. Расскажу случай, когда общение  с ребёнком сводится к запретам и бытовым разговорам: двое маленьких детей: один постоянно, так или иначе, пытается «задеть» второго, второй жалуется маме, а мать кричит на «задиру».

По сути, дети так пытаются привлечь внимание родителей, и у них получается, только «негативное» внимание. Маму же невозможно привлечь детской игрой или по-детски корявым рисунком. А вот когда уже крики и жалобы, тогда да, тогда никуда не денешься. А может дети и не научены другим способам привлечения внимания?

И что же можно ждать от этих, но уже подросших детей? Можно спрогнозировать, что дети, наиболее известным способом – попыткой «задеть», пойдут искать внимание в классе и во дворе. И в той или иной степени это не  будет безопасно для окружающих, это будет правонарушение.

В дополнение к вышеизложенной ситуации в поведении матери прослеживались запреты бытового плана в совершенно некорректной для детей форме. Например, в контексте того, что ребёнок хочет пить прозвучала фраза от матери: «Что ты эту бутылку таскаешь? И так разлили воду на пол!».

И тут подойдём ко второй ошибке воспитания:

2) Разговор с маленькими детьми вопросами. Ребёнка вышеупомянутая фраза может ввести в ступор: он понимает, что  хочет пить, но с бутылкой ходить нельзя и разлить воду  — плохо. Взрослому очевидно, что нужно сесть за стол и налить в кружку воды. Но ребёнку 4 года — он может не знать об этом или забыть и вообще не уметь.

Поэтому очень важно именно объяснить и показать ребёнку, как правильно действовать, а как не правильно. Вопрос, выражающий недовольство ничего не изменит в поведении ребёнка.

Перейдём к уже подросшим детям, состоящим на учёт за правонарушение. Когда родители не справляются с воспитанием несовершеннолетнего, допускают ещё одну, дискредитирующую их ошибку:

3) Непоследовательность воспитания. То есть когда родителями сначала что-то обоснованно запрещается, но в течение короткого времени, под давлением просьб ребёнка, слёз и других способов давления на родителей запрет снимается. Или другая ситуация: когда мать запрещает, отец разрешает, а бабушка тут же жалеет. Всё это формирует изворотливость, хитрость, лживость в ребёнке, размывает рамки дозволенного, а самое главное низводит авторитет родителей и всех участников такого воспитания почти до нуля.

Итак, ошибки воспитания отрицательно влияют на формирование личностных качеств, воспитывают «отрицательные» модели поведения детей. Исходя из этого, родителям важно знать некоторые основы педагогики, читать доступным языком написанную педагогическую литературу, а нам, специалистам, без консультаций педагогического характера не устранить проблемы правонарушений, плохой успеваемости, поведения детей, состоящих на учёте.

 

Специалист по социальной работе ОПБН – Пантуева Алена Сергеевна

comments powered by HyperComments
%d такие блоггеры, как: