Меню

Как говорить с ребенком об эмоциях. Пособие для родителей.

Наш мир вокруг – это эмоции. Каждый человек состоит из целого спектра ощущений и переживаний, но далеко не каждый в состоянии поговорить о них, осознать их и пережить без последствий. А потому, как только ребенок появляется на свет, с ним крайне важно говорить на языке эмоций: выражать свои чувства понятно, четко, честно. Тогда уровень доверия и понимания между родителем и ребенком станет значительно выше.

Некоторые родители признают свою несостоятельность в вопросе выражения эмоций перед детьми, думая, что они не поймут, им еще рано и т.п. и стараются оградить своих детей от таких переживаний как грусть, обида, сожаление, скорбь, печаль, страх, гнев. Это часто происходит от незнания самими родителями как им справиться с подобными чувствами. Чтобы получить иммунитет к чему-то, организм должен получить порцию вируса. Также и с эмоциями.

Вот основные взаимосвязи между тем, как вы выражаете себя или не выражаете и последствиями для ребенка:

Если вы бьете ребенка при гневе, стучите кулаками по столу, ребенок запоминает это как способ решения всех проблем, далее становится драчливым. Выражая эмоцию конструктивно, вы можете сказать: «Я сейчас очень злюсь, бешусь, мне не нравится, когда ты так поступаешь. Давай договоримся на будущее…»

Если вы, переживая горе, стараетесь не плакать при ребенке, делая вид, что все хорошо, он учится думать, что плакать – это стыдно и плохо, и нагружать кого-то своими проблемами – плохое качество. Ребенок четко видит несоответствие между реальным состоянием, и демонстрируемым, и тревожится, испытывает необъяснимое чувство напряжения. Отсюда — страхи и даже, агрессивность.

Вывод таков: выражая свои эмоции открыто, объясняйте ребенку прямую связь – «я плачу, потому что грущу», «я кричу, злюсь, потому что мне не нравится твой поступок», «я обижена от того, что сегодня произошло…». В сложных ситуациях, таких как развод и смерть, ребенку необходимо объяснить суть этих событий, что его ждет в этом случае, конечно без детализирования и устрашающих формулировок. Спрашивайте ребенка, что он чувствует, от чего грустит или взволнован. Тогда у него будут формироваться верные взаимосвязи, адекватные эмоции и не будет подавленных, скрытых источников тревожности, страхов и куда более серьезных психологических проблем. 

 

 

Педагог-психолог

Терентьева Е. В.

comments powered by HyperComments
%d такие блоггеры, как: