Меню

«Диалог с ребенком!»

Разговаривать с ребенком, обращая к нему ласковые слова, мы начинаем задолго до его появления на свет. Родившись, он также постоянно слышит наш монолог. 

Родители восхищаются его красотой и умом, рассказывают ему о том, что происходит вокруг, называют окружающие предметы. Со временем, когда малыш подрастает, он становиться равноправным собеседником, а диалог с ним требует он нас все больших усилий, часто сталкиваясь с разного рода препятствиями. 

 Чтобы диалог получился полезным и поучительным для обоих, необходимо соблюдать пропорции между «слушать» и «говорить». 

 

Во-первых, важно принять ту мысль, что ребенок —  полноправный собеседник. Это значит, что нужно отбросить ту мысль, что «да он еще маленький и ничего не понимает!»

 

Во-вторых, нужно уметь излагаться понятно и без бранных слов.  

Родителям следует помнить, что, даже когда есть основания для нашего раздражения, незрелыми суждениями и поступками, подобная тактика не приносит желаемого результата. Чем спокойнее и увереннее ваш тон, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ваш ребенок. Ведь цель взрослых – научить ребенка своим примером!

Если на любую попытку поговорить ребенок слышит критику, крик и неуважение, то он утверждается в убеждении, что мама и папа не в состоянии его понять и все услышанное обращают против него. Кроме того, навязывая свое мнение по поводу сложившейся ситуации, родитель часто отнимает у малыша возможность самостоятельно размышлять, иметь собственное суждение. В этом случае ребенок сосредотачивается на защите своей правоты, своей позиции. И в ответ мы получаем реакцию «назло».

Родителям, прежде всего, необходимо внимательно выслушать ребенка. Для начала постараемся не перебивать малыша, пока он говорит. Утверждения типа «понимаю», «могу себе представить» выражают наше согласие, одобрение его чувств, располагают к разговору. Не лишним будет помочь ребенку выразить определеннее его эмоции: «Конечно, это расстроит кого угодно». 

Тем самым мы не «закрываем рот» ребенку и поддерживаем его монолог, а также увеличиваем шансы на то, что он самостоятельно найдет выход из ситуации.

 

В-третьих, обращаясь к сыну или дочери, следует смотреть в глаза, адекватно реагировать на то, что он говорит; пользоваться понятным для него языком и при этом сохранять соответствующие моменту и содержанию разговора выражение лица. Каждый раз, когда наше поведение не согласуется с нашими словами, ребенок бывает растерян. Это не значит, что мы должны постоянно быть настроены и готовы его активно слушать, поскольку в жизни такое не всегда возможно. 

Бывает, наши мысли чувства так заняты другими, важными для нас событиями, что в тот момент мы не в состоянии заниматься ребенком. В этом случае не будем притворяться, что слушаем. Скажем прямо: «Я сейчас очень расстроена тем, что произошло на работе. Я не могу спокойно разговаривать. Давай вернемся к разговору через полчаса». Только сдержать слово мы должны обязательно, ведь ребенок нам верит. 

Западные ученые давно установили, что чаще отцы и матери будут общаться со своим чадом на различные эмоциональные темы, которые тревожат их деток, тем ниже уровень агрессии будет у их деток. Разговоры с ребенком – это очень важно в воспитании малыша, речь помогает воспитать в чаде коммуникабельность и риторику. Родитель обязан объяснять ребенку, что такое эмоции и как их переживать, рассматривая каждую ситуацию по отдельности.

Таким образом, роль диалога в развитии личности и характера, а также психики в целом, огромна. Родитель! Разговаривай с ребенком!

Цитата из книги Энтони де Мелло Молитва Лягушки: 

 

«Семья пришла в ресторан поужинать. Официантка приняла заказ у взрослых, а затем обратилась к семилетнему ребенку: 

– А ты что будешь? – спросила она. 

Мальчик испугано посмотрел вокруг и ответил:

– Я бы хотел хот-дог. 

Официантка еще не успела записать заказ, как вмешалась мама. 

– Никаких хот-догов, – сказала она. – Пожалуйста, принесите ему жаркое с картошкой и морковкой.

Официантка ее проигнорировала.

– Ты хочешь кетчуп или горчицу к хот-догу? – спросила она мальчика. 

–  Кетчуп. 

– Сейчас принесу, – сказала она направляясь в сторону кухни. Воцарилась полная недоумения тишина. 

Мальчик посмотрел на всех присутствующих и сказал: 

– Видите? Она считает, что я настоящий, такой же человек, как все!» 

 

 

Педагог-психолог

Терентьева Е. В.

comments powered by HyperComments
%d такие блоггеры, как: